Бюджетники в почетеВ распоряжении «Ежедневника» оказались сведения о регистрации новейших каров в Беларуси. Числа пока не четкие, но на их основании топ-менеджеры автосалонов уже сейчас начинают подводить подготовительные итоги продаж-2013 и говорить о тенденциях автобизнеса в нашей стране.
Итак, за 9 месяцев 2013 года реализации практически на 50% превысили прошлогодний итог. Ежели за три квартала 2012 года в стране реализовано 13 963 новейших легковых и коммерческих каров, то с января по сентябрь 2013 года регистрацию прошла практически 21 тыща новейших машин. Впечатляет, беря во внимание, что за весь 2012 год автосалоны продали 20 648 машин, в 2011 году - 16 275.
На 1-ый взор, есть повод для оптимизма: реализации и новейших, и подержанных машин в Беларуси растут. По данным Белстата, с января по июль в страну ввезено 62 326 транспортных средств. К рекорду готовятся и автодилеры, по смелым планам которых продажи-2013 составят около 30 тыщ новейших каров (реализации самого успешного докризисного 2008 года - 25 296 машин).
Вот лишь аспекты, без которых в нашей стране не обходится ни один год, вновь разрешают заговорить о особенностях развития белорусского автобизнеса.
По признанию председателя правления «БАА» Сергея Михневича, реализации в автосалонах «делают» экономные седаны стоимостью от 15 до 20 тыщ баксов и вседорожники (до 25 тыщ баксов); значимая часть машин произведена в России.
В топ-20 продаж за 9 месяцев VW, Renault, ВАЗ, KIA, Skoda, ГАЗ, УАЗ, Хэндэ, Тоета, Nissan, Шевроле, Ford, Peugeot, Ауди, Daewoo, Мазда, Митсубиши, Мерседес-бенз, Citroen. Уже сейчас последнюю строку можно именовать сенсацией: двадцатку продаж замыкает китайский Geely, который с начала года собирают на заводе «Белджи» в Борисове. С марта, когда начались реализации Gelly SC7, реализовано практически 200 каров.
Седан из Борисова нежданно занял пятую позицию посреди каров А-класса, проиграв Skoda Octavia и Rapid, KIA Ceed, а так же Ford Focus. Как уже докладывал «Ежедневник», «китайца» приобретают госорганизации, включая МЧС. По сведениям ведущего спеца по продажам минского автосалона ОАО «Автоторгсервис» - 1-го из 3-х работающих в Беларуси дилеров Geely - Виктора Русаковича, активность показали и физлица: на 1 октября с ними заключено 84 контракта купли-продажи.
Самые большие объемы продаж в Беларуси у таковых моделей, как VW Polo Sedan и Renault Sandero (записанно наиболее тыщи единиц каждой модели), KIA Rio (наиболее 800), Хэндэ Accent (наиболее 600), Lada Granta, Lada Priora, VAZ 2114, Lada Largus. Наиболее четкие числа «Ежедневник» назовет несколько позднее - статистика регистрации, которой мы располагаем, может расходиться с сегодняшними данными автосалонов.
За 9 месяцев в стране записанно наиболее сотки Тоета Camry, Мазда 6, VW Passat, Skoda Superb. Единичные реализации у Porsche Carrere GT, Bentley Continental, Bentley Mulsanne.
Под грузом хлопот
Несколько ниже динамика продаж коммерческих каров. Ежели за 9 месяцев 2012 года в страну ввезено 3 160 новейших коммерческих каров весом до 3,5 т, то за аналогичный период 2013 года записанно 3 630 таковых машин.
«В первом полугодии сегодняшнего года, по сопоставлению с предшествующим, рост продаж держался на уровне 20%, - откомментировал "Ежедневнику" сложившуюся ситуацию заместитель генерального директора по реализации каров холдинга "БелГАЗавтосервис" Андрей Провоторов. - Мы предсказывали, что он будет выше, но отпечаток наложила финансовая ситуация в стране. В 3-ем квартале рост продаж свалился и продолжает сокращаться».
По наблюдениям топ-менеджера, физлица предпочитают вкладывать средства в легковые, а не коммерческие авто, а юрлица экономят, приобретая подержанные грузовики либо ремонтируя уже имеющиеся: объемы продаж запчастей к коммерческим карам растут.
«Продолжает работать декрет N6, - констатирует Провоторов. - Поправки, отменяющие льготы для бизнесменов из малых и средних городских поселений, а так же сельской местности, вступают в силу с 1 декабря, на данный момент идет хапун».
Да и в данном случае можно говорить о фаворитах продаж. Коммерческих каров GAZ весом до 3,5 т в Беларуси записанно наиболее 1,2 тыщ единиц, VW - практически 700, на сотку меньше UAZ, наиболее 2-ух сотен - у Peugeot и Ford.
Не разбивая грузовики на подклассы, назовем фаворитов продаж. Это GAZ Gazelle 3 (записанно наиболее 700 единиц) и UAZ Gazelle 2 (наиболее 260), UAZ Farmer (практически 500), около 250 Ford Tranzit, практически 200 GAZ Sobol. Покупатели уделяют свое внимание на VW Crafter, VW Transporter, Peugeot Boxer, Peugeot Partner, Iveco Daily.
Отдельная категория - среднетонажные грузовики весом наиболее 3,5 т.
«С учетом среднетонажных машин, пользующихся неплохим спросом, наша компания смогла воплотить около 1700 грузовиков, - сказал Провоторов. Это Валдай, Газон и Садко с грузоподъемностью до 4,5-5 т. Благодаря данной категории каров у нас большой отрыв от конкурентов».
«Серая» конкурентнсть
На волне слухов о увеличении НДС и внедрении в Беларуси утилизационного сбора граждане с средствами приобретают авто. Метод сэкономить есть и тут, пригнав машинку из-за рубежа.
Рост продаж на площадке компании «Ежедневнику» подтвердил директор автохолдинга «Мегаполис» Андрей Стремилов. По словам управляющего, всплеск роста продаж подержанных машин «начался нежданно - с первых чисел июля не остывает до этого времени. Мы продаем по 80 каров за месяц, это в 2,5-3 раза больше, чем в прошедшем году».
По данным Михневича, около 49 тыщ каров ввезено в Беларусь физлицами не из государств Таможенного союза: «Это машинки в возрасте от 3 до 5 лет, размер мотора не превосходит 1,5 л. Ниша не облагается высочайшей таможенной пошлиной и пользуется завышенным спросом у физлиц и автоперегонов - таковых каров втрое больше, чем новых».
Но куда больше дилеров беспокоят новейшие машинки российской сборки, которые начали появляться на площадках коммерческих компаний, не являющихся официальными дилерами.
«С начала лета у нас продаются новейшие машинки из России, - подтверждает Стремилов. - Это пока не массовые реализации, идет исследование спроса. Но уже сейчас понятно: россияне дают авто таковых брендов как Хэндэ и VW на 3-4 тыщи баксов дешевле, чем в салонах Беларуси».
Ситуация, по мнению Стремилова, появилась из-за недостающего квотирования белорусских дилеров. Михневич считает, что причина «серых» поставок - скидки в российских салонах, разница в ценах шоу-румов 2-ух государств из-за колебания курсов валют и НДС, который в России составляет 18%, а в Беларуси - 20%.
«Мы называем такие поставки новейших каров российского производства "сероватым ввозом", так как они минуют официальные сети, - заявляет Михневич. - Некоторое лицо скупает акционные машинки в России и поставляет их в Беларусь. Пользуясь ситуацией, компании занимаются перекупом».
По словам представителя «БАА», белорусские дилеры обращались к заводам-производителям, но запретить работать «серым» импортерам нереально: поставки легальны и происходят в рамках одного рынка Таможенного союза.
«Бороться бесполезно, - расстроен Михневич. - Нам посодействуют только экономические рычаги в ценообразовании и планировании производства. Ежели власть не хлопочет о выравнивании НДС, производитель должен дозволить дилерам России и Беларуси конкурировать в равных ценовых спектрах. Отпускная стоимость обязана быть схожей, чтоб наши граждане не находили счастья за границей, вывозя валюту из страны».
По мнению представителя белорусского автобизнеса, в скором времени «серые» поставки новейших машин могут составить третья часть от официальных продаж, в особенности ежели НДС в Беларуси возрастет до 22%. Но все это - вопросец времени.