«Роснефть» сделала повторный запрос цен на тендере на транспортировку 15 млн тонн нефтепродуктов Самарской группы собственных НПЗ, говорится в сообщении госкомпании. Исходная стоимость транспортировки составит 25,7 миллиардов руб. В качестве портов загрузки названы Самара, Саратов, Сызрань, Кашпир, а мест выгрузки - танкеры-накопители в районе портов Кавказ (Керченский пролив) и Керчь. По словам источника «Ъ» на рынке, идет речь о контракте на транспортировку 5 млн тонн нефтепродуктов в год в течение 3-х лет.
Самарская группа НПЗ «Роснефти» - это Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ, совокупная мощность которых составляет 16,5 млн тонн нефтепродуктов в год.
В декабре «Роснефть» уже пробовала отыскать перевозчика, который бы транспортировал 17 млн тонн нефтепродуктов за этот же срок по тому же направлению, но заключила контракты лишь на 10% этого размера с петербургским «Контуром» (заходит в Балтийскую топливную компанию) и самарским «Волготрансом». Обычно по реке поставлялся мазут Самарской группы НПЗ «Роснефти». В 2013 году Gunvor, выигравший годовой тендер на транспортировку 6 млн тонн мазута, решил направлять эти объемы по стальной дороге, объяснив это высочайшими ставками фрахта. Но на данный момент стоимость речных перевозок по Волго-Донскому каналу на 10% ниже, чем по стальной дороге, говорит источник «Ъ» на рынке. Отметим, что в 2011 году сама «Роснефть» оценивала вероятные утраты в случае отказа от речных поставок в 2,5 миллиардов руб. в год. Источник «Ъ», близкий к «Роснефти», связывает перевод части размеров нефтепродуктов Самарской группы НПЗ на речной транспорт с желанием компании улучшить издержки на логистику.
По данным агентства Infranews, основными перевозчиками по Волго-Донскому каналу являются входящие в VBTH (судоходный дивизион UCLH Владимира Лисина) Волжское пароходство (в 2012 году перевезло 6,7 млн тонн груза) и «ВФ-Танкер» (3 млн тонн), самарский PrimeShipping (около 2 млн тонн) и турецкая Palmali (порядка 1 млн тонн). Также перевозками в этом направлении занимается ООО «Волготранс» (по «СПАРК-Интерфакс», принадлежит Родиону Светличнову). В VBTH сказали, что знают о предложении «Роснефти» и на данный момент изучают тендерную документацию. В PrimeShipping и «Волготрансе» на запрос «Ъ» не ответили. В Palmali заявили, что озадачены критериями: «Роснефть» не гарантирует заключения договора и в хоть какой момент может отрешиться от закупки.
Управляющий столичного кабинета Palmali Александр Шадрин объяснил «Ъ», что ранее «Роснефть» вывозила нефтепродукты с Самарского НПЗ через Санкт-Петербург, но в 2013 году направила огромную часть груза через Волго-Донской канал. Но, по его словам, канал работает на пределе: при пропускной возможности до 11 млн тонн в год в 2013 году по каналу перевезли выше 12 млн тонн. «Если туда придет к тому же "Роснефть", движение может остановиться»,-- уверен государь Шадрин. Он напомнил, что в конце 2013 года, когда «Роснефть» начала перевозки по каналу, образовалась пробка и суда простаивали по два-три дня.
Вопросец о увеличении мощностей канала дискуссируется с 2007 года, когда Владимир Путин предложил проработать вопросец о строительстве 2-ой ветки, чтоб прирастить его пропускную способность до 30-35 млн тонн в год. Проект «Волга-Дон-2» включен в транспортную стратегию РФ до 2030 года, нужный размер инвестиций - 11,5 миллиардов руб. Но, по словам собеседника «Ъ» на рынке, из-за «Роснефти» препядствия могут появиться у тех, кто перевозит низкорентабельные грузы по маленьким контрактам. Сама «Роснефть» получит ценность на поставки по каналу, считает Надежда Малышева, потому что перевозить нефтепродукты будет флот самого высочайшего свойства, и при подаче заблаговременной заявки у госкомпании будет ценность.
Анна Ъ-Солодовникова, Юлия Ъ-Галлямова