К числу OTT-сервисов относятся службы моментальных сообщений (мессенджеры) вроде WhatsApp, сервисы IP-телефонии типа Skype, видео-сервисы (Instagram), социальные сети и остальные. Эти сервисы предоставляют сервисы, используя сети сотовой связи, но, обычно, не платят за это сотовым операторам, получая в то же время доход от собственных услуг впрямую от сотовых абонентов либо за счет рекламы.
По оценке аналитической компании J’son & Partners Consulting, критический уровень проникания телефонов, опосля которого ОТТ-сервисы начнут играться приметную роль в понижении операторской выручки от обычных услуг, оценивается в 35-50% от численности населения страны. Это соединено с тем, что юзеры телефонов активно употребляют OTT-сервисы заместо услуг самих сотовых операторов по голосовой связи и передаче текстовых сообщений. В то же время, по данным Гугл/Ipsos MediaCT, на данный момент в России уровень проникания телефонов уже достиг 36%.
Согласно данным J’son & Partners Consulting, эти доходы сотовых операторов в РФ уже находятся в стадии стагнации. Так, совокупные доходы сотовых операторов «большой тройки» - МТС, «Вымпелкома» («Билайн») и «Мегафона») - в 2012 году выросли по сопоставлению с 2011 годом только на 1,5%, а в первом полугодии 2013 года по сопоставлению с аналогичным периодом 2012 года - на 2,6% до 19,3 млрд рублей. Таковая же картина наблюдается в отношении доходов от передачи голоса (без учета роуминга и межоператорских расчетов): в прошедшем году они выросли только на 0,5%, а в первом полугодии текущего года даже снизились до 162,6 млрд рублей против 164,2 млрд рублей годом ранее.
В то же время, как подчеркивают аналитики, рост доходов от передачи данных вследствие роста проникания телефонов, обычно, не компенсирует падение операторской выручки от обычных услуг (глас, SMS).
Материал подготовлен RIA.ru