Инвесторы чураются госкомпаний из развивающихся государств

Международные управляющие активами постоянно с осторожностью относились к муниципальным компаниям из развивающихся государств. Обычно считается, что они могут сначала управляться интересами собственного главенствующего акционера, который может требовать, к примеру, реализации социально либо политически важных проектов, тем снижая эффективность бизнеса муниципальных компаний по сопоставлению с личными. Интересы же миноритарных инвесторов и защита их прав для госкомпаний — далековато не первоочередная задачка.

Правда, в 2000-е гг. акции почти всех госкомпаний, в особенности из сырьевого сектора, который тогда бурно рос, часто обгоняли по темпам роста рынок в целом. Но эти времена прошли, и на данный момент управляющие чураются госкомпаний из развивающихся государств чуть ли не посильнее, чем когда-либо, а больше всего они обожают акции компаний, нацеленных на потребителей этих государств, пишет Financial Times.

Госкомпании — в основном, это такие национальные фавориты, как PetroChina, Сбербанк либо Petrobras — на данный момент торгуются практически с 50%-ным дисконтом к своим аналогам из личного сектора, свидетельствует анализ Bank of America Merrill Lynch. «Масштабный дисконт госкапитализма очевиден, предубеждение [инвесторов] впрямую соединено с принадлежностью [этих компаний] государству, — пишет в отчете Аджай Капур, стратег по рынку акций Bank of America Merrill Lynch. — Рынок просто не верит, что правительство может действовать правильно».

Хотя госкомпании могут получать от страны значимые выгоды, к примеру, кредиты по пониженным ставкам либо гарантируемые правительством, налоговые льготы и выгодные госконтракты, максимизация доходов акционеров не является для их ценностью, указывают аналитики. «Мы много раз лицезрели, как масштабная вкладывательная программа съедает прибыли, — говорит Эмили Уайтинг, управляющая ранцем в JPMorgan Asset Management. — Почти все из этих компаний управляются не в интересах акционеров».

Классические примеры тут — китайские банки и российские энергогиганты. Но даже и в Бразилии, экономическую систему которой, в отличие от прошлых 2-ух государств, нельзя именовать госкапитализмом, правительство, к примеру, неофициально принуждает нефтегазовую монополию Petrobras субсидировать горючее, что дозволяет сдерживать инфляцию; компания на этом может терять млрд баксов прибыли.

В итоге капитализация Petrobras, Bank of China и «Газпрома» меньше их балансовой стоимости. Отношение капитализации к прибыли (P/E) у «Газпрома» — меньше 3, у «Роснефти» — 7,7, тогда как у индекса развивающихся государств MSCI Emerging Markets в целом. Подобная ситуация с банками: у не так давно разместившего депозитарные расписки ТКС-банка отношение капитализация к предсказуемой на 2014 г. прибыли составляет 11,4, тогда как у муниципальных Сбербанка и ВТБ — 5,8 и 5,5 соответственно.

Правда, в прошедшем десятилетии обычное мировоззрение о наименьшей эффективности госкомпаний расходилось с практическими действиями инвесторов. В апреле 2012 г. Morgan Stanley опубликовал отчет, в каком, выделив из MSCI Emerging Markets 122 компании с толикой страны более 30%, узнал: с января 2001 г. «индекс госкомпаний» опередил индекс на 260%, а с кризисного дна в октябре 2008 г. — на третья часть. Во многом это разъяснялось взлетом сырьевых компаний, цены акций которых росли вкупе с ценами на сырье. Не считая того, правительства почти всех государств, включая Россию, поддерживали национальные нефтегазовые компании, препятствуя работе личных. А в кризис 2008-2009 гг. власти опять-таки помогали сначала муниципальным компаниям....