О выплате субсидий говорится в проектах постановлений правительства, приготовленных Минпромторгом. Размеры выплат привязаны к размеру производства и чертам каров (категория, размер мотора и экологический класс - «Евро-4» и «Евро-5»). Например, при выпуске легкового кара класса «Евро-4» с объемом мотора до 2 л размер субсидии может составить 12 000 руб., наиболее 2 л - 13 000 руб. Наибольший размер субсидии по расходам на содержание рабочих мест предлагается в размере 9 миллиардов руб. в год (при выпуске наиболее 400 000 каров), на компенсацию расходов НИОКР - 125 млн руб. в квартал, на энергетику - 250 000 млн руб. в год. Субсидии сумеют получить те производители, с кем заключены соглашения о промсборке (а это все наикрупнейшие автозаводы в стране, включая построенные иностранными компаниями), также те, кто работает на местности ОЭЗ Калининградской области («Автотор»).
Разработанные меры должны поддержать конкурентоспособность авто индустрии, отметил замминистра индустрии Алексей Рахманов. Выделять субсидии планируется ежеквартально в пределах экономных ассигнований, предусмотренных бюджетом, и лимитов, утвержденных Минпромторгу, говорится в материалах министерства.
В Минэкономразвития проекты постановлений из Минпрома еще не поступали, позиции по ним нет, произнес его представитель. Представитель Минфина на вопросцы «Ведомостей» вчера не ответил.
Общий размер поддержки в рамках предложений Минпромторга станет понятен опосля принятия бюджета, произнес Рахманов. В проекте, внесенном правительством в Госдуму, на развитие автопрома и увеличение его конкурентоспособности в 2014 г. зарезервировано 99,3 миллиардов руб., в 2015-2016 гг. - по 106 миллиардов руб. В 2013 г. на эти цели запланировано лишь 9,5 миллиардов руб.
По данным «АСМ-холдинга», в 2012 г. в России было произведено 1,97 млн легковых каров. Другими словами общественная сумма субсидий для компенсации расходов по их выпуску может составить около 25 миллиардов руб. Предлагаемые субсидии, по всей видимости, призваны восполнить расходы, которые возникнут у автопроизводителей, работающих в России, в связи с введением всеобщей уплаты утилизационного сбора с 1 января 2014 г., считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.
Вероятнее всего, эти процессы взаимосвязаны, соглашается советник по вопросцам таможенного права DLA Piper Марина Лякишева.
С сентября 2012 г. утилизационный сбор на авто взимался с импортеров (базисная ставка для легковых каров - 20 000 руб.), а локальные производители имели возможность отдать гарантию утилизации машин. Евросоюз востребовал выравнять условия, в итоге президент России Владимир Путин 21 октября подписал закон о всеобщей уплате сбора.
По словам источника «Ведомостей», участвовавшего в подготовке проектов, объемы субсидий для того либо другого автопроизводителя могут оказаться как больше, так и меньше его расходов на уплату утилизационного сбора. По оценке Беспалова, у «АвтоВАЗа» они могут составить в 2014 г. около 13 миллиардов руб., Ford Sollers (включая импорт) - 12 миллиардов руб., УАЗа - 5 миллиардов руб. Исходя из предложений Минпромторга, ежегодный размер субсидии, к примеру, «АвтоВАЗа» для компенсации расходов по содержанию рабочих мест (в 2012 г. он выпустил наиболее 550 000 каров, по данным «АСМ-холдинга») могут составить до 9 миллиардов руб., по производству и гарантийному обслуживанию каров - около 6,5 миллиардов руб.
Предлагаемые меры впрямую не запрещены нормами ВТО, но при выделении субсидий постоянно есть риск того, что их могут оспорить, говорит источник «Ведомостей». Ежели возникнет судебный спор, сроки его рассмотрения в рамках ВТО могут занять более 3-х лет, замечает Лякишева. Так либо по другому в критериях стагнации экономики власти различных государств нередко употребляют меры поддержки внутренних производителей, добавляет она.
На «АвтоВАЗе» сейчас работает 66 500 человек, включая временных работников, и компания увеличивает создание Lada Largus, Nissan Almera, занимается подготовкой к выпуску каров Renault, замечает директор по наружным связям Игорь Буренков. Не исключено, что с введением утилизационного сбора в 2014 г. для всех каров, сделанных на местности России, рыночная ситуация поменяется, а следовательно, поменяются и объемы продаж, замечает он. Тогда муниципальные меры поддержки, к примеру сохранение рабочих мест, будут актуальными. «Вообще, собственных производителей поддерживают все страны, и Россия не исключение», - добавляет Буренков. «Мы надеемся на сохранение вкладывательных критерий для компаний, имеющих собственные производства и локализацию продукции», - увидел представитель Ford Sollers. Остальные автопроизводители, опрошенные «Ведомостями», от комментариев отказались.