Сейчас в Праге завершатся консультации авиационных властей России и Чехии. Как стало понятно «Ъ», их главным итогом стало подписание меморандума о конфигурациях в межправительственное соглашение 1966 года. Как сказал «Ъ» источник в профильных ведомствах Чехии, Россия просила назначить второго перевозчика на направлении Москва-Прага уже с летнего сезона 2014 года, а с 2015 года - на всех маршрутах меж странами. Чехи предложили прирастить количество пт назначения в России с 12 до 14, также повысить частотность полетов. По словам собеседника «Ъ», стороны обсудят предложения до 1 марта 2014 года, после этого подпишут новое соглашение. Как поведал «Ъ» один из участников переговоров, Чехия считает, что документ обязано подписать уже новое правительство страны. Было решено поддержать и перевозчика Czech Airlines.
Направление Москвой-Прага уже не 1-ый год вызывает энтузиазм со стороны российских перевозчиков. На данный момент на этом маршруте «Аэрофлот» выполняет 28 рейсов в недельку, из Чехии на паритетной базе летает Czech Airlines. Но по итогам переговоров в сентябре 2012 года стороны не смогли договориться в том числе поэтому, что «Аэрофлот» тогда «не был готов к либерализации», ведали «Ъ» источники. Вчера в «Аэрофлоте» «Ъ» сказали, что либерализация некритична для компании, так как ее продукт «все равно выигрывает в конкурентноспособной борьбе». Годом ранее гендиректор компании Виталий Савельев заявил, что «Аэрофлот» готов отрешиться от монополии на 34 маршрутах с целью понижения цен на авиабилеты, но при условии, что на этих направлениях компания получит доп частоты. В «Трансаэро» «Ъ» заявили, что «на протяжении почти всех лет дают назначить компанию на маршрут до Праги» и по-прежнему рассчитывают на это. В «Сибири» также не скрывают собственного энтузиазма к данному направлению. По словам источника «Ъ», главным претендентом с чешской стороны на роль второго назначенного перевозчика является авиакомпания Travel Service.
По словам главы Ассоциации туроператоров России Дмитрия Горина, направление в Прагу растет на 10-20% в год и имеет большой потенциал. Но источник «Ъ» на рынке туроператоров колеблется в эффективности либерализации. «Существующие емкости полностью покрывают спрос,- считает он.- Опыт либерализации направлений во Франции и Италии показал, что с приходом "Трансаэро" и "Библио-Глобуса" появился суровый демпинг: туры продаются ниже себестоимости, что приводит к убытку операторов, которые не работают с перевозчиком. Подобная ситуация на данный момент происходит с турами в Пардубице».
Елизавета Ъ-Кузнецова