У пивоваров кончилось лето

Как сообщается в отчетности Heineken (марки Heineken, Amstel; 3-я по продажам пивоваренная компания в России с толикой рынка в первом полугодии 14,2% в натуральном выражении), в 3-ем квартале 2013 года реализации компании в Центральной и Восточной Европе свалились на 7% в натуральном выражении. В России, отмечает компания, спад продаж был двузначным. В российском кабинете Heineken «Ъ» уточнили, что понижение составило «чуть наиболее 10%». Для компании это оказался самый нехороший показатель на российском пивном рынке с начала года: в первом квартале реализации снизились в районе 5% (mid-single digits), во 2-м квартале понижение было в районе 6-9% (high-single digit).

До этого Heineken, как и остальные работающие в России большие пивовары, разъяснял понижение продаж законодательными ограничениями: с 1 января возрос акциз (с 12 до 15 руб. за 1 л) и было запрещено продавать пиво в нестационарной рознице - в ларьках и киосках. В 3-ем квартале Heineken отметил посреди негативных причин и неблагоприятные погодные условия. В российском кабинете Heineken добавили, что в 3-ем квартале компания снижала отгрузки дистрибуторам в связи с сокращением потребительского спроса.

Согласно имеющимся в распоряжении «Ъ» данным Nielsen, всего за 1-ые девять месяцев года отгрузки топ-5 больших пивоваренных компаний дистрибуторам снизились на 10%. Так, у Carlsberg («Балтика», Tuborg) они сократились на 5%, на 13% было понижение у AB InBev («Клинское», Stella Artois) и Heineken. Посильнее всего свалились отгрузки Efes Rus («Старый мельник», «Золотая бочка»): на 22%. Рост был лишь у Столичной пивоваренной компании (МПК, пиво «Жигули», «Хамовники») - 17%. «Поскольку мы не чрезвычайно крупная компания, общее понижение рынка пива на нас не так сильно влияет»,- объяснил результаты МПК ее совладелец Евгений Кашпер.

Из всех больших пивоваров Heineken стала первой компанией, которая отчиталась за 3-ий квартал. Но ее данные могут отражать общую картину отрасли. «Действительно, июль-август стали самым неблагоприятным периодом в году,- признает менеджер иной большой западной пивоваренной компании.- Подвела погода, плюс наблюдались нехорошие макроэкономические причины, к которым относится, в том числе, понижение покупательской возможности населения». Эти же предпосылки выделяет и государь Кашпер. «Думаю также, что запрет на продажу пива в киосках более проявился конкретно в летние месяцы, когда люди больше проводят времени на улице»,- добавил он. По оценке государя Кашпера, на летний период приходится до 45% годовых продаж пива.

Слабенькие характеристики Heineken в Центральной и Восточной Европе в 3-ем квартале принудили компанию пересмотреть прогноз на весь 2013 год. Так, пивовар ждет, что понижение незапятанной прибыли составит 1-3%, хотя до этого Heineken прогнозировала ее на уровне предшествующего года. Отчетность Heineken привела вчера к понижению стоимости ее капитализации на Амстердамской фондовой бирже на 4,45%, до €29,1 миллиардов.

Олег Ъ-Трутнев