Волжская притча Андерссона

На замену покидающему собственный пост главе «АвтоВАЗа» Игорю Комарову будет приглашен Бо Андерссон - сегодняшний президент группы «ГАЗ». О это сказали в пресс-службе тольяттинского автогиганта. За назначение Андерссона в четверг высказались как сам Комаров, так и председатель совета директоров «Автоваза», глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон, также зампред Совета директоров, глава ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов.

Кандидатуру Андерссона предложат на пост президента «АвтоВАЗа» уже на не далеком заседании совета директоров, которое состоится 4 ноября. И не много кто колеблется, что с таковой поддержкой конкретно швед станет новеньким президентом волжского автогиганта.

На том же заседании будет принята официальная отставка Игоря Комарова. Ранее исполняющим обязанности президента будет Олег Лобанов, сейчас занимающий пост вице-президента «АвтоВАЗа» по денежному развитию.

Меж тем, за день до обнародования кандидатуры Андерссона Чемезов заявлял, что в текущее время рассматривается множество вероятных претендентов и о окончательном перечне говорить рано.

В пресс-службе холдинга «Русские машины», куда заходит ОАО «ГАЗ», «Газете.Ru» заявили, что у Андерссона пока действует рабочий договор. Остальных комментариев в пресс-службе предоставить не смогли.

Бо Андерссон родился в Швеции в 1955 году. В 19 лет он поступил на службу в шведской армии и потом дослужился до звания майора. Его карьера в авто бизнесе началась в 1987 году с должности менеджера в компании Saab.

Андерссон быстро пошел ввысь по карьерной лестнице и в 1990 году стал вице-президентом по закупкам в Saab. В 1993 году перебежал на работу в концерн Дженерал моторс на должность исполнительного директора по закупкам электрооборудования. Годом позднее стал директором по закупкам хим продуктов. В 1997 году был назначен вице-президентом по закупкам в европейском крыле Дженерал моторс. Два года спустя был переведен в США, где стал отвечать за мировые закупки GM, и курировал их вплоть до 2007 года.

В 2009 году глава холдинга «Русские машины» Олег Дерипаска предложил Андерссону возглавить «ГАЗ», и швед согласился покинуть GM.

Как и в случае прихода Комарова в 2009 году в «АвтоВАЗ», «ГАЗ» достался Андерссону с убытками - около 10 миллиардов рублей против 50 миллиардов у «АвтоВАЗа». Шведский топ-менеджер вполне сфокусировал работу «ГАЗ» на выпуске грузовиков и коммерческих каров, тогда как выпуск собственных легковых каров, в том числе Volga Siber (Chrysler Sebring), был вполне свернут.

Скоро опосля собственного назначения швед отважился на масштабные сокращения: собственных мест в общей трудности лишились около 50 тыс. человек, в том числе 56% всего управленческого аппарата и около 35% рабочих.

Сам Андерссон тогда откомментировал свое решение тем, что в «ГАЗе» очень много бюрократии.

Невзирая на отказ от перспектив выпускать собственные легковые авто, при помощи опытнейшего варяга «ГАЗ» привлек на свои мощности западные компании Volkswagen, Daimler и Дженерал моторс, которые стали выпускать легковой транспорт, выйдя в 2013 году на размер около 150 тыс. каров для российского рынка.

При Андерссоне «ГАЗ» стал фаворитом рынка коммерческих каров с толикой около 50% и наикрупнейшим производителем автобусов с рыночной толикой около 65%.

Сам менеджер за свою работу в Нижнем Новгороде удостоился множества западных наград в области авто бизнеса, в том числе «Лучший новичок на рынке - 2009» и «Автомобильный управленец года - 2011».

По результатам за 2012 года группа «ГАЗ» отчиталась о прибыли в размере 8,8 миллиардов руб. Данные о денежной деятельности компании в первой половине 2013 года пока не были размещены.

Ведущий аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков считает, что назначение шведского топ-менеджера пойдет на пользу «АвтоВАЗу».

«Бо Андерссон известен своим неплохим опытом в группе "ГАЗ", где под его управлением значительно выросла прибыльность компании, были сделаны новейшие модели "ГАЗель Бизнес" и "ГАЗель Next". Были проведены определенные конфигурации в остальных дивизионах: автобусов и грузовых каров, часть из которых тоже принесла положительный результат», - считает эксперт.

Идентичной точки зрения держится аналитик из «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. «Во-первых, Андерссон доказал свою способность вывести компанию из томного положения в довольно недлинные сроки. С одной стороны, он западный менеджер чрезвычайно высочайшего класса и чрезвычайно высочайшего уровня, может быть, конкретно это импонировало Renault-Nissan, когда они разглядывали кандидатуры.

С иной стороны, у него есть неповторимый опыт работы в России: он реально соображает, как следует работать и что делать. Он безупречный кандидат в данной ситуации», - считает Беспалов.

При всем этом, по мнению профессионала, работа в «АвтоВАЗе» окажется для Андерссона окажется наиболее сложной, чем в Нижнем Новгороде. «По масштабам бизнеса "АвтоВАЗ" в любом случае больше, чем "ГАЗ", в особенности с учетом планов Renault-Nissan вывести создание к 1,2 млн машин в обозримом будущем. На такие масштабы "ГАЗу" выйти тяжело. Наверняка, в Тольятти, где есть своя специфичность моногорода, ему будет труднее работать, чем на площадках "ГАЗа"», - считает Беспалов.

Сергей Гусаров