Сеул желает сесть на трубу "Газпрома"

Минэнерго готово за один-два месяца провести подготовительную оценку экономической необходимости строительства газопровода с Далекого Востока РФ в Южную Корею по дну моря, заявил вчера глава ведомства Александр Новак. Он оговорился, что базисным вариантом поставки газа все еще остается сухопутный - прокладка трубы по местности КНДР. Напомним, что Владимир Путин напомнил о трубопроводных проектах с Южной Кореей только две недельки назад на саммите АТЭС, отметив, что рассматриваются оба варианта.

Проект такового газопровода пару лет изучали в «Газпроме». В осеннюю пору 2011 года монополия и южнокорейская Kogas договорились о сухопутном трубопроводе мощностью 10 миллиардов кубометров в год, который планировалось ввести в 2017 году. Но проект, на самом деле, не перебежал в коммерческую стадию из-за политических сложностей: Сеул не уверен в безопасном транзите газа по местности КНДР. А уже на данной для нас недельке зампред правления «Газпрома» Александр Медведев заявил японской газете Mainichi Simbun, что компания больше не разглядывает морской вариант трубы в Южную Корею. По словам собеседника «Ъ» в монополии, на сухопутный маршрут в «Газпроме» тоже не очень рассчитывают и желают сконцентрироваться на поставках сжиженного природного газа (СПГ).

Тему газопровода поднимает Сеул в процессе переговоров о поставке СПГ с новейших российских проектов по сжижению, говорит источник «Ъ», знакомый с ситуацией. Морской газопровод для энергозависимой Южной Кореи лучше, так как дозволяет получить неизменные поставки без «транзитного риска». Не считая того, на данный момент страна получает газ лишь в виде СПГ, спотовые цены на который в регионе АТР на данный момент самые высочайшие в мире (в 2012 году СПГ тут стоил $600 за тыщу кубометров). Цены по длительным контрактам ниже, но главные поставщики уже требуют их увеличения, а контракты на новейшие объемы будут заключаться уже с учетом сегодняшних цен. Со собственной стороны «Газпром» готов поставлять газ, лишь ежели Южная Корея оплатит стоимость трубопровода, что она делать не хочет. Эти вопросцы станут предметом обсуждения во время визита в страну Владимира Путина, назначенного на 13 ноября. «Это чрезвычайно непростая тема, таковая же, как Транскорейская дорога, ее вытащили перед визитом президента. Серьезно речь может идти лишь о поставках СПГ»,-- считает источник «Ъ» в дипломатических кругах.

Специалисты, опрошенные «Ъ», также колеблются в серьезности целей сторон. Исходя из убеждений ресурсов препятствий нет: «Газпром» планирует расширять газопровод Сахалин--Хабаровск--Владивосток до 30 миллиардов кубометров в год. Но стоимость морского трубопровода в Южную Корею из Владивостока сравнима со стоимостью морского участка «Южного потока» (€10 миллиардов), считает старший аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Мария Белова. «Трубопроводный газ будет дороже, чем поставки СПГ с завода во Владивостоке»,-- считает она, добавляя, что переговоры о ценах с Южной Кореей могут стать более сложными, чем с Китаем. Глава East European Gas Analysis Миша Корчемкин считает, что «газопровод в Корею нужен как аргумент для оправдания строительства газопровода "Сила Сибири" в Китай в критериях, когда договора пока нет».

Юрий Ъ-Барсуков; Кирилл Ъ-Мельников, Тэгу