Унаследовавшая бизнес от «Тройки диалог» Sberbank private banking вернула средства клиентов, которые утекли из объединенной структуры, утверждает ее управляющий Лена Шилина. По ее словам, на данный момент у компании $1,2 миллиардов активов под управлением: это на $200 млн больше, чем было у «Тройки» на момент объединения.
Sberbank private banking возникла сначала 2012 г. В процессе интеграции часть клиентов приняла решение вывести средства, но «это было совсем естественно, присуще всем интеграционным процессам», говорит Шилина: основная масса тех, кто вывел тогда средства, просто желали переждать, чтоб осознать, как будет развиваться бизнес. Масштабы оттока в 2011-2012 гг. Шилина раскрыть отказалась. О том, что клиенты уходили из объединенной структуры, ранее «Ведомостям» говорил топ-менеджер большого фонда. Он связывал это с тем, что не все клиенты готовы обслуживаться в гос компании.
К 2015 г., по словам Шилиной, Sberbank private banking собирается нарастить активы до $2 миллиардов. Это будет происходить в основном за счет клиентов, готовых передать компании от $3 млн. Поначалу банк планировал принимать на сервис клиентов с $1 млн, замечает Шилина, позднее порог был увеличен до $3 млн, потому что в стране довольно и таковых клиентов. Но порог для входа условен, добавляет она: «Если мы лицезреем, что возможный клиент точно заходит в нашу мотивированную аудиторию (к примеру, в перечне Forbes), но по каким-то причинам вначале не готов вносить $3 млн, мы начнем с ним дела и с наименьшей суммы». Такое решение партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов считает обоснованным. Он замечает, что почти все пробуют строить private banking в России от $1 млн и даже от $500 000. Но если б Сбербанк предлагал маленький порог входа, то получил бы «десятки тыщ клиентов, которым не сумел бы предложить высочайший уровень сервиса», замечает он.
Таковая услуга есть у Альфа-банка (А-клуб), Промсвязьбанка, Райффайзенбанка, Юникредитбанка. Основной соперник Сбербанка группа ВТБ также дает схожий сервис. Твердого требования по сумме входа нет, но есть плата за годовое сервис, говорит представитель «ВТБ 24»: экономически выгодна услуга для клиентов, готовых расположить минимум $0,5 млн. По его словам, направление работает с 2008 г. и на 1 октября толика депозитов VIP-бизнеса в общем ранце банка (1,2 трлн руб.) занимает 28,7%, либо $10,7 миллиардов.
«Сбербанку в отличие от соперников не надо находить клиентов, им необходимо обработать уже завлеченных в структуру состоявшихся клиентов выстроить реализации, предложить доп услуги», говорит Кленов. Но сохранить лояльность в имеющейся рыночной конъюнктуре будет трудно, замечает он. По оценкам Шилиной, возможных клиентов private banking в России много: «В одном лишь Сбербанке на данный момент тыщи клиентов, которые просто располагают суммы такового порядка на классическом депозите».